Точная цитата: «И все мы с вами вместе должны заранее подумать, где эти люди будут работать? Как их переподготовить? В какие сферы направить? Это чрезвычайно важная социально-экономическая задача, перед которой будет стоять страна при реализации — это неизбежно — тех планов, о которых вы говорите». Тема актуальная хотя бы в свете развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), автопилотируемого транспорта или нейросетей (по Путину властелином мира станет государство, граждане и компании которого разработают лучший ИИ).
Но сдается, что работники средних и старших возрастов будут не переквалифицироваться, а отправляться на пенсию, как это происходило после объединения Германии, где возрастных занятых отправляли на заслуженный отдых на два-три года раньше срока. И тут встает вопрос не столько о новых «сферах», сколько об устойчивом пополнении Пенсионного фонда цифрового периода.
В России нынче присутствует консенсус подходов правительства и поколения «цифры» к будущему: оба особо не задумываются о перспективах. Первые заблуждаются по причине слепоты в отношении происходящих изменений, а вторые — в силу убежденности, что они всегда будут молодыми и здоровыми. Когда-то наша творческая интеллигенция, духовная мать современных хипстеров, тоже была уверена в том, что нищая старость ей не грозит. Жаль, что Гайдар со товарищи были не в курсе.
Как-то вице-премьер Ольга Голодец заявила, что из 86 млн граждан трудоспособного возраста только 48 миллионов работают в легальном секторе, а «где и чем заняты все остальные, мы не понимаем». Причем это было сказано еще до взрывного роста онлайн-сервисов, предлагающих услуги в сферах транспорта, бытового ремонта и уборки жилых помещений, бухгалтерского и документоведческого сопровождения, коучинга и репетиторства. За последние годы переплетение наемной и свободной, легальной и теневой занятости только усилилось. А дальше и вовсе рискует превратиться в гордиев узел.
Согласно последним исследованиям, дальнейшая автоматизация производства (что вообще-то является одной из целей цифровой экономики) приведет к сокращению рабочих мест общим объемом от 12 до 41%. Ну и куда сокращаемым податься? А ведь у многих высшее образование, притом не самое плохое.
Что же делать? Надеяться и верить в президента, это, пожалуй, единственный выход. Что до конкретики, то об этом – в программе #Неделявцифрах на радио Вести-ФМ.