Никита Кричевский (nkrichevsky) wrote,
Никита Кричевский
nkrichevsky

Categories:

Сахалинский мост

Целый день попадаются экспертные мнения о строительстве мостового перехода Сахалин-материк. Якобы, проект создаст новые рабочие места (для кого?), позволит жителям острова путешествовать на авто по России (много ли желающих ехать сотни километров без заправок и гостиниц?) и даже позволит привязать к России Китай с его Шелковым путем (где Сахалин и где Шелковый путь).

Возможно, эти мысли справедливы. Но сказать по совести – спикеры больше лукавят, нежели говорят то, что думают: медиа же и все такое. По правде говоря, народ не понимает, зачем этот проект нужен: север Хабаровского края малонаселен, Сахалин – тоже, к тому же острову в целом достаточно паромов с авиасообщением. В то же время, в центральной части России треть населенных пунктов до сих пор без газа, масса народу живет с удобствами на улице и без горячей воды, пенсионный возраст повышают, работы нет, жена ушла и т.п.

В 1930-х в Австрии была построена высокогорная дорога Гросглокнер (Großglockner). Построена, по сути, в никуда, тогда это было разновидностью общественных работ, по аналогии с высаживанием деревьев долине реки Теннесси. Но шли годы, после Второй мировой на дороге стали появляться какие-никакие объекты инфраструктуры, мотельчики, заправки, ресторанчики, и сегодня панорамная дорога Großglockner High Alpine Road является одной из самых знаменитых горных дорог в мире с ежегодной посещаемостью около миллиона человек, что делает ее самой посещаемой инфраструктурной достопримечательностью Австрии.

В этот же инфраструктурный ряд можно поставить Транссиб, против строительства которого действовала целая фракция из депутатов, министров, предпринимателей. Или БАМ, о которой Гайдар сказал, что дорога – «характерный пример социалистической «стройки века», экономически абсолютно бессмысленный. Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: «А зачем мы строим эту дорогу?». Сегодня, как мы знаем, все магистрали загружены под завязку и нуждаются в модернизации.

Наконец, геостратегически: не кажется ли критикам сахалинского проекта, что без этого моста Россия через какое-то время попросту утратит контроль над островом? Что тогда будем голосить? Куда, мол, смотрели, почему мост не строили?

Да, денег уйдет немало. Но калькуляторы сдохнут, а мост останется. И даже нас переживет.
Subscribe

  • Небереженого гробовщик стережет

    В преддверии надвигающегося локдауна-лайт имею несколько соображений и желаю ими поделиться. (Типа, «я долго думал и вот что придумал»). 1.…

  • Всем сестрам по серьгам

    Что хочу сказать по итогам совещания у президента, по итогам которого был подписан Указ о нерабочих днях. Экономические аспекты оставлю в стороне,…

  • Курочка по зернышку

    В развитие дискуссии о преодолении бедности пришла новость, что президент среди прочих поручений по развитию Дальневосточного федерального округа…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments